В Кингисеппе середина дня. У входа в ТК «Норд» со стороны пожарной части установлена подставка, на которой находится синтезатор. Питанием для него служит автомобильный аккумулятор.
Рядом установлен пюпитр, на котором проволочным способом закреплена папка с «файликами». Каждый файлик содержит ноты по определенному произведению. Напротив подставки стоит немолодой мужчина лет 60-ти. Его зовут Алексей. Именно так он мне и представился. Он из Пскова приехал в Кингисепп на стареньком Фольксвагене вместе с «подельником», который играет на скрипке.
На вопрос, как идут дела, Алексей улыбаясь сообщает: «Дела идут потихонечку. Только что звонил «Скрипач», говорит, «штуки» полторы насобирал уже! У него место у рынка. Изначально было видно, что хлебное место там».
Я спрашиваю: «А вы часто с ним выезжаете поиграть?»
Алексей: «Нееет. Я, честно говоря, его на всякий случай взял».
«А вы играете все или то, что сами предпочитаете? – любопытствую я дальше.
На улице достаточно жарко. Алексей, который только что отыграл «Бэсамемучо» утирает со лба пот и сообщает: «Классику, джаз. Хорошую эстраду».
«А что больше всего заказывают?» — не унимаюсь я.
Поправляя папку с нотами, он говорит: «Мурка. Она уже стала как русская народная, любимая песня. Кстати, надо ее сыграть. Под неё неплохо деньги кидают».
И переходя от слов к делу, Алексей исполняет задуманное. И, действительно, в отличие от «Бэссамемучо», народ более активно начинает бросать в его футляр различные деньги, кто-то выгребает мелочь из кошелька и, улыбаясь, высыпает все. Кто-то кидает сотню и, кивнув Алексею, шагает дальше за покупками.
Закончив и отдышавшись, Алексей говорит: «В основном «котируются» песни моих лет. Вот, например, Ободзинский или что-то подобное».
Я спрашиваю: «А как давно вы работаете в таком разъездном режиме?»
Алексей задумывается: «Два года. Я только полгода переступал через это…». Он замолкает.
Я переспрашиваю: «Переступали?»
Алексей отвечает: «Да. Я видишь, так-то в кабаках работал и во Псковском военном духовом оркестре служил. С него и уволился».
Я любопытствую дальше: «А у вас есть другая специальность?»
«Только музыка. Я с семи лет с ней шагаю», — отвечает Алексей и, под аккомпанемент синтезатора, исполняет на трубе «Плачет девочка в автомате».
После финальных аккордов я спрашиваю у нашего героя: «Кроме погоды, что еще влияет на то, будут ли люди кидать деньги?»
Он сразу отвечает: «Я думаю только погода. Когда пенсию наш Кремль немножко обрезал — тогда народ сразу отреагировал. На пенсию на пять лет теперь позже уходить. Работать больше надо. Мне вот, 63, например».
Я спрашиваю: «Как вы относитесь к тем, кто радуется, слушает, но не кидает денег за вашу музыку?»
«Мне «тити-мити» нужны. Мне ваша радость ни к чему, когда мне есть хочется…», — уже с горечью в голосе сообщает он.
Вдруг раздается птичья трель. Это звонит мобильный Алексея. Все это время он находился на синтезаторе и удерживал листок бумаги с нотами. Он снимает трубку со словами: «Ес, КПСС!».
Выслушав того, кто ему звонил, он резко бросает: «Да пошли вы на х**! Никаких кредитов я у вас не просил! Идите на х**!»
Выключив соединение, он поворачивается ко мне и, нахмурившись, сообщает: «Задолбали! Уже второй день звОнят! Говорят, вам кредит одобрили! Я ничего у них не просил! ЗвОнят без передышки!»
«Берете ли вы фонограмму из интернета?» — пытаясь уйти от болезненной темы, спрашиваю я у Алексея.
«Что ты! Такая порнография. Если даже берешь, то, как правило, нужно дней пять сидеть, исправлять ошибки. У нас же сейчас все «профессорА».
«А как долго продолжается ваш «городской концерт»?» — спрашиваю я.
«Долго не могу, — говорит он, — губы устают. Так пару часов. Губы трубачи обычно берегут. А здесь, — он делает широкий жест, описывая открытую местность, — приходится открытым звуком играться. Поэтому они быстрее устают. Я вам сейчас на клавишах лучше молдавскую музыку сыграю»
Алексей начинает играть на синтезаторе.
«А сколько в среднем вы можете за день заработать?» — спрашиваю я.
«Можно около 2600 заработать за раз, — сообщает он, — но, как правило, гораздо меньше»
Алексей сообщает, что «Скрипач» заработал около 1500 и пошел пешком до «Норда»: «Мог бы и «мотор» взять», — ворчит наш герой. Так, сколько он еще идти сюда будет?»
«А были ли забавные случаи?» — задаю я стандартный вопрос.
«Помню, как-то играли похоронный марш в деревне. А там же колхозные коровы… Всем стадом за оркестром увязались. Еле отбились», — с улыбкой на лице рассказывает Алексей.
«Как вы относитесь к нынешней музыке?» — спрашиваю я.
«Да, никак! – сообщает он, — ничего там нет такого. Даже не слушаю. В основном ищу 70-е года, а то и 40-ые. Фрэнк Синатра, например. А Билана я никогда не играл и играть не буду. Для меня он — никто. В сравнении с Синатрой, это земля и небо!»
Я понимаю, что уже утомил Алексея. Желаю ему успехов и мы прощаемся.
КИНГИСЕПП-СЕГОДНЯ.РФ