Для обеспечения плавного пуска и торможения механизма передвижения моста крана и механизма передвижения тали применяются преобразователи частоты общепромышленного применения. При использовании преобразователей частоты в качестве устройств плавного пуска и торможения улучшаются пусковые характеристики двигателей, обеспечивая контролируемый безударный плавный пуск и плавное торможение. При этом исключаются механические удары, являющиеся причиной преждевременного износа механизмов. плавный пуск для кран балки позволяет снизить затраты на ремонт и сократить простои оборудования. При запуске асинхронных двигателей кран-балки возникает высокий пусковой ток (при запуске он может превосходить номинальный в 6-8 раз) и невозможность согласования крутящего момента двигателя с моментом нагрузки. Эти факторы приводят к износу изоляции обмоток, пробивке медного провода, подгоранию контактов, полному выходу из строя привода, вала. А резкий рывок механически повреждает детали. Плавный пуск мостового крана обеспечивает медленный разгон вращения ротора (вала). Это снижает пусковые токи, позволяет избежать рывков и сохранить все детали в рабочем состоянии. Чтобы двигатель запускался мягко, ограничивается ток в обмотке ротора (для этого её делают из трех катушек, по схеме «звезда») или уменьшаются напряжение и ток, идущие на статор (реализуется при помощи трансформаторов, реостата, ключевых схем с тиристорами/симисторами). В качестве устройства плавного пуска кран-балки применяются софтстартеры, ограничивающие пусковой ток при неизменной частоте 50 Гц, тормозной генератор (состоит из реле, трансформатора и регулируемого сопротивления), реверсные устройства «Би СТАРТ Р» (применяются вместо контактора, с фиксированным сопротивлением), аппарат Энерджи Сейвер (применяется вместе с тиристорами). В отличие от частотного преобразователя, плавный пуск не может регулировать скорость вращения вала двигателя. Если эта функция необходима, то альтернативы «частотнику» нет.